1.1. Антикоррупционная политика Фонда развития Республики Хакасия представляет собой комплекс закрепленных в настоящем Положении взаимосвязанных принципов, процедур и мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности Фонда развития Республики Хакасия (далее – Фонд).
1.2. Настоящее Положение основано на нормах Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и разработано с учетом Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Устава Фонда и других локальных актов Фонда.
1.3. Целями антикоррупционной политики Фонда являются:
обеспечение соответствия деятельности Фонда требованиям антикоррупционного законодательства;
минимизация рисков вовлечения Фонда и его работников в коррупционную деятельность;
формирование единого подхода к организации работы по предупреждению коррупции в Фонда;
формирование у работников Фонда нетерпимости к коррупционному поведению.
1.4. Задачами антикоррупционной политики Фонда являются:
определение должностных лиц Фонда, ответственных за реализацию антикоррупционной политики Фонда;
информирование работников Фонда о нормативном правовом обеспечении работы по предупреждению коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
определение основных принципов работы по предупреждению коррупции в Фонде;
разработка и реализация мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в Фонде;
закрепление ответственности работников Фонда за несоблюдение требований антикоррупционной политики Фонда.
1.5. Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:
коррупция ‒ злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу, другим физическим лицам. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица;
взятка ‒ получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо выгоды в виде услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе;
коммерческий подкуп ‒ незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением;
противодействие коррупции ‒ деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений;
предупреждение коррупции ‒ деятельность Фонда, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами и обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений;
работник Фонда ‒ физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с Фондом;
контрагент Фонда ‒ любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым Фонд вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений;
конфликт интересов ‒ ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника Фонда (представителя Фонда) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых (должностных) обязанностей;
личная заинтересованность ‒ возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) работником Фонда и (или) лицами, состоящими с ним в близком родстве или свойстве (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми работник Фонда и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
2.1. Настоящее Положение распространяется на руководителя Фонда и его работников вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.
2.2. Нормы настоящего Положения могут распространяться на иных физических и (или) юридических лиц, с которыми Фонд вступает в договорные отношения, в случае, если это закреплено в договорах, заключаемых Фондом с такими лицами.
3.1. Антикоррупционная политика Фонда основывается на следующих основных принципах:
принцип соответствия антикоррупционной политики Фонда законодательству Российской Федерации и общепринятым нормам права.
Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству о противодействии коррупции и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, действие которых распространяется на Учреждение.
принцип личного примера руководства.
Ключевая роль руководителя Фонда в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции в Фонде.
принцип вовлеченности работников.
Информированность работников Фонда о положениях антикоррупционного законодательства, обеспечение их активного участия в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
принцип соразмерности антикоррупционных процедур коррупционным рискам.
Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения руководителя Фонда, работников Фонда в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности Фонда коррупционных рисков.
принцип эффективности антикоррупционных процедур.
Реализация антикоррупционных мероприятий в Фонде простыми способами, имеющими низкую стоимость и приносящими требуемый (достаточный) результат.
принцип ответственности и неотвратимости наказания.
Неотвратимость наказания для руководителя Фонда и работников Фонда вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководителя Фонда за реализацию антикоррупционной политики Фонда.
принцип открытости хозяйственной и иной деятельности.
Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в Фонде антикоррупционных стандартах и процедурах.
принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.
4.1. Руководитель Фонда является ответственным за организацию всех мероприятий, направленных на предупреждение коррупции в Фонде.
4.2. Руководитель Фонда, исходя из стоящих перед Фондом задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры Фонда, назначает лицо или несколько лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики Фонда в пределах их полномочий.
4.3. Основные обязанности должностного лица (должностных лиц), ответственного (ответственных) за реализацию антикоррупционной политики Фонда:
подготовка рекомендаций для принятия решений по вопросам предупреждения коррупции в Фонде;
подготовка предложений, направленных на устранение причин и условий, порождающих риск возникновения коррупции в Фонде;
разработка и представление на утверждение руководителю Фонда проектов локальных нормативных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции в Фонде;
проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений, совершенных работниками Фонда;
организация проведения оценки коррупционных рисков;
прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников Фонда к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками Фонда или иными лицами;
организация работы по рассмотрению сообщений о конфликте интересов;
оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими проверок деятельности Фонда по вопросам предупреждения коррупции;
оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных правонарушений и преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
организация мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции в Фонде и индивидуального консультирования работников Фонда;
индивидуальное консультирование работников Фонда;
участие в организации антикоррупционной пропаганды;
ежегодное проведение оценки результатов работы по предупреждению коррупции в Фонде и подготовка соответствующих отчетных материалов для руководителя Фонда.
5.1. Работники Фонда знакомятся с настоящим Положением под роспись.
5.2. Соблюдение работником Фонда требований настоящего Положения учитывается при оценке деловых качеств работника, в том числе в случае назначения его на вышестоящую должность, при решении иных кадровых вопросов.
5.3. Руководитель Фонда и работники Фонда вне зависимости от должности и стажа работы в Фонде в связи с исполнением ими трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором должны:
руководствоваться требованиями настоящего Положения и неукоснительно соблюдать принципы антикоррупционной политики Фонда;
воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений, в том числе в интересах или от имени Фонда;
воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения, в том числе в интересах или от имени Фонда.
5.4. Работник Фонда вне зависимости от должности и стажа работы в Фонде в связи с исполнением им трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором должен:
незамедлительно информировать руководителя Фонда и своего непосредственного руководителя о случаях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
незамедлительно информировать руководителя Фонда и своего непосредственного руководителя о ставших известными ему случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками Фонда;
сообщить руководителю Фонда и своему непосредственному руководителю о возникшем конфликте интересов либо о возможности его возникновения.
Направление | Мероприятие |
---|---|
Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений |
Разработка и принятие Кодекса этики и служебного поведения работников Учреждения Разработка и внедрение положения о конфликте интересов |
Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур |
Введение процедуры информирования работником Фонда руководителя Фонда и своего непосредственного руководителя о случаях склонения его к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений Введение процедуры информирования работником Фонда руководителя Учреждения и своего непосредственного руководителя о ставшей известной работнику Фонда информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками Фонда, контрагентами Фонда или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений Введение процедуры информирования работником Фонда руководителя Фонда и своего непосредственного руководителя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов Введение процедур защиты работников Фонда, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности Фонде |
Обучение и информирование работников Фонда |
Ознакомление работников Фонда под роспись с локальными нормативными актами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в Фонде, при приеме на работу, а также при принятии локального нормативного акта Проведение разъяснений по нормативно-правовым актам Российской Федерации, направленным на профилактику и противодействие коррупции Организация индивидуального консультирования работников Фонда по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур, исполнения обязанностей |
Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы | Подготовка и представление руководителю Фонда отчетных материалов о проводимой работе в сфере противодействия коррупции и достигнутых результатах |
7.1. Работа по предупреждению коррупции при взаимодействии с контрагентами Фонда проводится в Фонде по следующим направлениям:
установление и сохранение деловых (хозяйственных) отношений с теми контрагентами Фонда, которые ведут деловые (хозяйственные) отношения на добросовестной и честной основе, заботятся о собственной репутации, демонстрируют поддержку высоким этическим стандартам при ведении хозяйственной деятельности, реализуют собственные меры по противодействию коррупции, участвуют в коллективных антикоррупционных инициативах;
внедрение специальных процедур проверки и отбора контрагентов Фонда в целях снижения риска вовлечения Фонда в коррупционную деятельность и иные недобросовестные практики в ходе отношений с контрагентами Фонда (сбор и анализ находящихся в открытом доступе сведений о потенциальных контрагентах Фонда: их репутации в деловых кругах, длительности деятельности на рынке, участии в коррупционных скандалах и т.п.);
распространение на контрагентов Фонда применяемых в Фонде программ, политик, стандартов поведения, процедур и правил, направленных на профилактику и противодействие коррупции.
8.1. Целью оценки коррупционных рисков в деятельности Фонда является определение конкретных работ, услуг и форм деятельности, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками Фонда коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды Фондом.
8.2. В Фонде устанавливается следующий порядок проведения оценки коррупционных рисков:
определяются работы, услуги, формы деятельности, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений;
определение перечня должностей в Учреждении, связанных с высоким уровнем коррупционного риска.
9.1. Подарки и представительские расходы, в том числе на деловое гостеприимство, которые работники Фонда от имени Фонда могут использовать для дарения другим лицам и организациям, либо которые работники Фонда, в связи с их профессиональной деятельностью в Фонде, могут получать от других лиц и организаций, должны соответствовать совокупности указанных ниже критериев:
быть прямо связанными с целями деятельности Фонда;
быть разумно обоснованными, соразмерными и не являться предметами роскоши;
не представлять собой скрытое вознаграждение за услугу, действие, бездействие, попустительство, покровительство, предоставление прав, принятие определенного решения о сделке, соглашении, разрешении и т.п. или попытку оказать влияние на получателя с иной незаконной или неэтичной целью;
не создавать репутационного риска для Фонда, работников Фонда и иных лиц в случае раскрытия информации о подарках или представительских расходах;
не противоречить нормам действующего законодательства, принципам и требованиям настоящего Положения, другим локальным нормативным актам Фонда.
9.2. Подарки в виде сувенирной продукции (продукции невысокой стоимости) с символикой Фонда, предоставляемые на выставках, презентациях, иных мероприятиях, в которых официально участвует Фонд, допускаются и рассматриваются в качестве имиджевых материалов.
9.3. Не допускаются подарки от имени Фонда, работников Фонда и его представителей третьим лицам в виде денежных средств, наличных или безналичных, в любой валюте.
10.1. Система внутреннего контроля и аудита Фонда способствует профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности Фонда.
10.2. Задачами внутреннего контроля и аудита в целях реализации мер предупреждения коррупции являются обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда и обеспечение соответствия деятельности Фонда требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов Фонда.
10.3. Для реализации мер предупреждения коррупции в Фонде осуществляются следующие мероприятия внутреннего контроля и аудита:
проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;
контроль документирования операций хозяйственной деятельности Фонда;
проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.
10.4. Проверка соблюдения организационных процедур и правил деятельности, значимых с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции, охватывает как специальные антикоррупционные правила и процедуры, перечисленные в разделе VI настоящего Положения, так и иные правила и процедуры, представленные в иных локальных актах Фронда.
10.5. Контроль документирования операций хозяйственной деятельности Фонда прежде всего связан с обязанностью ведения Фондом финансовой (бухгалтерской) отчетности и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составление неофициальной отчетности, использование поддельных документов, запись несуществующих расходов, отсутствие первичных учетных документов, исправления в документах и отчетности, уничтожение документов и отчетности ранее установленного срока и т. д.
10.6. Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска проводится в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждений с учетом обстоятельств ‒ индикаторов неправомерных действий:
оплата услуг, характер которых не определён либо вызывает сомнения;
выплата посреднику или контрагенту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для Фонда или плату для данного вида услуг;
закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных цен;
сомнительные платежи наличными денежными средствами.
11.1. Фонд принимает на себя обязательство сообщать в правоохранительные органы обо всех случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых Фонду стало известно.
Обязанность по сообщению в правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых стало известно Фонду, закрепляется за должностным лицом Фонда, ответственным за реализацию антикоррупционной политики Фонда.
11.2. Фонд принимает на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций в отношении работников Фонда, сообщивших в органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) и правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке к совершению или совершении коррупционного правонарушения.
11.3. Сотрудничество с органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительными органами осуществляется в форме:
оказания содействия уполномоченным представителям органов государственного контроля (надзора) и правоохранительных органов при проведении ими контрольно‒надзорных мероприятий в Фоне по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных правонарушений, включая оперативно-розыскные мероприятия.
11.4. Руководитель Фонда и работники Фонда оказывают поддержку правоохранительным органам в выявлении и расследовании фактов коррупции, предпринимают необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащих данные о коррупционных правонарушениях.
11.5. Руководитель Фонда и работники Фонда не должны допускать вмешательства в деятельность должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительных органов.
12.1. Все работники Фонда должны руководствоваться настоящим Положением и неукоснительно соблюдать закрепленные в нем принципы и требования.
12.2. Руководители структурных подразделений Фонда являются ответственными за обеспечение контроля за соблюдением требований настоящего Положения своими подчинёнными.
12.3. Лица, виновные в нарушении требований антикоррупционного законодательства, несут ответственность в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
13.1. Учреждение осуществляет регулярный мониторинг эффективности реализации антикоррупционной политики Фонда.
13.2. Должностное лицо Фонда, ответственное за реализацию антикоррупционной политики Фонда, ежегодно готовит отчет о реализации мер по предупреждению коррупции в Фонде, представляет его руководителю Фонда. На основании указанного отчета в настоящее Положение могут быть внесены изменения.
13.3. Пересмотр настоящего Положения может проводиться в случае внесения изменений в трудовое законодательство, законодательство о противодействии коррупции, а также в случае изменения организационно-правовой формы или организационно-штатной структуры Фонда.